Альтернатива электроприводу

ПОРШНЕВЫЕ КОМПРЕССОРЫ

Тип компрессора определяется устройством его основного блока (компрессорной головки), и поршневые модели тут — наиболее распространённый тип. Компрессорная головка по устройству сходна с цилиндропоршневой группой двигателя внутреннего сгорания: коленвал с поршнем и цилиндр с головкой, в которой есть впускной и выпускной клапаны,

Цилиндров в компрессорном блоке один или два-три (бывает и больше). Обычно используются одноступенчатые поршневые компрессоры: все цилиндры «равноправны». Для давлений свыше 8—10 бар есть резон применять двухступенчатые модели: например, воздух сжимается в двух цилиндрах, а из них направляется в третий, где сжимается ещё сильнее. Это самая часто применяемая схема, но, конечно, число цилиндров может меняться. Сжатие воздуха в три и более ступени для работы ручного пневмоинструмента не применяют.

Как и промышленные воздуходувки: оборудование, создающее невысокое давление, но способное перекачивать очень большие объёмы воздуха. Впрочем, для работы с инструментом их тоже не используют, так что и упоминать в дальнейшем о них незачем. Да и винтовые модели в основном применяются там, где нужна постоянная работа и большие объёмы воздуха — то есть тоже в основном на производствах, так что и на них особенно заостряться далее не будем.

ЗАЧЕМ КОМПРЕССОРУ МАСЛО?

Поршневые и винтовые компрессоры бывают масляными и безмасляными. Масляная плёнка между движущимися деталями не только обеспечивает снижение трения и износ, не только отводит излишки тепла, но и герметизирует зазоры, снижая потери воздуха в процессе сжатия. Но есть и небольшая проблема: ми кроскопические частицы масла попадают в сжатый воздух. Чтобы их убрать, нужно усложнять систему очистки воздуха после компрессора. И тут возникает ещё одна проблема; никакие системы очистки не дают «стопроцентной» гарантии того, что будет убрано абсолютно всё. Допустим, в некоем объме сжимаемого воздуха было сто посторонних частиц разного размера — после очистки из них останется десять самых маленьких. Надо ещё почистить — ставим ещё одну систему фильтров... останется две частицы. В эту игру можно игран» до бесконечности (или пока не кончатся финансы). Даже при производстве микроэлектроники, когда работники ходят едва ли не в скафандрах и весь воздух подаётся после тщательнейшей многоступенчатой очистки, есть свои нормативы на содержание посторонних частиц (количество и размер). Посторонние включения в воздухе всегда есть: это пыль и влага, а если к ним добавить ещё и масло — задача очистки усложняется: на пыль, влагу и масло нужны, по большому счёту, три разные системы очистки. Причём с маслом проблем, пожалуй, больше всего. К тому же эти системы требуют дополнительного обслуживания. И расходов. Но для пневмоинструмента наличие масла в воздухе в большинстве случаев не критично. Мало того, убрав «грязное» масло из воздуха, очень часто потом в него снова вводят чистое масло. Зачем так делают, будет описано ниже, а пока можно подвести небольшой итог.

«Безмасляные», точнее компрессоры сухого сжатия, применяются в основном в двух случаях. Это или недорогие бытовые модели, которые годятся, если предполагается редкое использование (и вырабатывать ресурс они будут годами), или дорогие, где все элементы очень хорошо пригнаны друг к другу, то есть утечки воздуха минимальны. Понятно, что разница в цене по сравнению с масляными компрессорами будет в обоих случаях, но в разные стороны. Поэтому, если нет чётких предписаний, вместо более сложных и дорогих машин сухого сжатия можно смело приобретать не менее эффективные «масляные» установки. Конечно же, для их обслуживания следует приобретать специальное «компрессорное» масло, даже если в инструкции написано, что подходит обычное «автомобильное» (так бывает, но сейчас — всё реже). Исключения — профессиональная окраска очень ответственных деталей, например кузовных элементов автомобиля или аэрография. Тут в итоге компрессор сухого сжатия окажется удобнее.

ПРОЧИЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОМПРЕССОРОВ



В качестве привода компрессорного блока обычно используется электродвигатель, в редких случаях — бензиновый мотор (иногда такой компрессор совмещают с мини-электростанцией) или дизель (обычно это передвижные компрессорные установки).

Различают компрессоры с прямым приводом, когда валы компрессора и двигателя установлены на одной прямой, и с ременным (валы параллельны). Первые проще по конструкции, обычно это небольшие модели. У вторых используется понижающая передача, что даёт ряд преимуществ: частота вращения вала компрессорного блока меньше (а диаметр поршня больше), следовательно, меньше выделение тепла и лучше условия охлаждения цилиндра блока. Для винтовых компрессоров непрямой привод используют и из иных соображений: винтовой блок — устройство довольно габаритное и, поместив двигатель на нём, можно уменьшить общую длину компрессора.

Для накопления запаса сжатого воздуха используют ресивер — стальной сварной, реже пластиковый баллон, куда закачивается сжатый воздух. Ресивер сглаживает пульсации воздуха при работе (особенно это актуально для небольших поршневых компрессоров).

Почти всегда компрессорный блок, ресивер, элементы управления, контроля и защиты объединяют в единый комплект, устанавливаемый на колёса или раму. Он, собственно, и называется компрессором.

«ТИПОВЫЕ» КОМПРЕССОРЫ

Классифицировать компрессорное оборудование можно по множеству параметров: тип головки, тип привода двигателя, давление, производительность, объём ресивера, возможность перемещения и т.д. Но рассматривать все разновидности слишком долго, придётся внести ряд ограничений, В быту и небольших мастерских применяются модели с о6ъёмом ресивера, редко превышающим 100 литров, на отдельных участках производств — до 300— 500литров. Ограничимся этими моделями, причём только поршневыми, с приводом от электродвигателя. И, разумеется, только теми, которые используются для подключения ручного пневмоинструмента, то есть с выходным давлением не более 10-15 бар.

Как и у любой техники, в «компрессоростроении» есть «классические» и специализированные модели. Первых продаётся больше всего, вторые приобретают в случаях» когда имеются некие особенные требования. Внешний вид компрессора в первую очередь зависит от ресивера и его объёма. Компрессоры без ресиверов — или специализированные, или попросту «автомобильные», для подкачки шин — мы тоже не рассматриваем. Стандартные объемы ресиверов — 6, 24, 50,100,270 и 500 литров Конечно, встречаются и другие, но редко. И здесь «классическими:» можно считать модели с горизонтально расположенным цилиндрическим ресивером. Снизу к ресиверу привариваются опоры для колёс или «ножек», сверху — площадки для установки двигателя и привода и рукоятки для перемещения. Понятно, что чем больше ресивер, тем больше может быть и производительность.

Модели с ресивером объёмом 6 литров встречаются сравнительно нечасто. Они не могут считаться универсальными: запас воздуха в них невелик, производительность тоже маленькая. Используются для редких вспомогательных работ и в тех случаях, когда подключаемый инструмент не требует большого расхода воздуха. Зато и место практически не занимают, и перенести их очень просто. Обычно оснащаются резиновыми опорными ножками.

Самые популярные в быту — компрессоры с объёмом ресивера 24 и 50 литров, с одним цилиндром и прямым приводом. Зачастую один и тот же компрессорный блок ставится на ресиверы разного размера. Для подключения большинства видов бытового инструмента их производительности вполне достаточно. Почти все эти модели — масляные, «сухие» компрессоры в этих случаях применяются для небольшого удешевления стоимости. Обычно их ставят на пару колёс, дополнительные «точки опоры» — одна или две резиновые ножки: и передвинуть легко, и «не укатятся» при работе. Для ресиверов с объёмом в 50 литров и более начинают применять ременной привод компрессорной головки: двигатель и головка закреплены по отдельности, связаны ременной передачей. Это небольшое усложнение увеличивает ресурс. Обычно применяющиеся в качестве привода электродвигатели рассчитаны на частоту вращения 3000 об/мин, для них это нормально, но вот для поршневого блока — много: выделяющееся в нём тепло не успевает отводиться. Если уменьшить частоту вращения и увеличить объём камеры сжатия в блоке, тепловая нагрузка уменьшится. Также «после 50 литров» объёма ресивера начинают применять многопоршневые головки. Соображения те же: два и более цилиндра имеют большую площадь охлаждения, чем один. К тому же нагрузка на детали шатунно-поршневой группы и пульсация давления на выходе снижаются: пока в одном цилиндре происходит сжатие, в других воздух засасывается в камеры. Для давления не более 8—10 бар обычно применяются одноступенчатые модели, выше удобнее двухступенчатые, которые чаще встречаются при объёме ресивера 100 и более литров.

Электродвигатель на небольших моделях питается от «бытовой» сети 220 В, и тут есть своё ограничение: мощность таких двигателей не может составлять более 2—2,5 кВт, а значит, и производительность ограничена. Если нужно подключать более мощный инструмент или несколько его видов сразу, потребуется сеть 380 В, Подключение к источнику трёхфазного электропитания характерно для компрессоров с объемом ресивера более 100 литров. Эти модели далеко не всегда оснащают колёсами: большинство такой техники рассчитано на стационарную установку.

Независимо от размера, блок распределения воздуха на компрессорах примерно одинаков. Поскольку на выходе обычно требуется некое определённое давление, в систему входит его регулятор, манометр для контроля выходного давления и выход для подключения пневмошланга. В небольших моделях этим часто и ограничиваются, при объёме ресивера более 24 литров практически всегда есть ещё один «прямой» выход воздуха, без регулировки давления: сколько есть в ресивере — такое и будет.

«ЭКЗОТИКА»

Даже с учётом выше описанных ограничений (основные из которых — рассматриваются поршневые компрессоры, предназначенные для работы с пневмоинструментом) можно найти множество моделей, отличающихся по внешнему виду и специфике применения. Некоторые из них описаны в обзорах и рубрике «Крупный план», ещё больше осталось «за бортом».

Скажем, безмасляные модели, уже не раз упоминавшиеся ранее, при малых объёмах ресивера используются для специализированных работ, «классические» объёмом порядка 24 литров — скорее всего, просто упрощённые версии, рассчитанные на непродолжительную работу, а при больших объёмах могут применяться при окрасочных работах, в химической, пищевой промышленности и медицине. Ресивер вовсе не обязательно должен быть горизонтальным. Если его поставить вертикально — ничего не изменится, но уменьшится требуемая площадь. Но и тут есть небольшие ограничения: масляный компрессор с вертикальным ресивером надо устанавливать особенно внимательно: при малой площади опоры даже небольшой её наклон может привести к тому, что под шатуном не окажется масла. Результат понятен — быстрый выход из строя. Это, кстати, относится к любому типу компрессоров. К тому же центр тяжести устройства с вертикально расположенным ресивером окажется выше. Поэтому компрессоры с вертикальным ресивером — в основном стационарные (исключений, конечно, немало, а для безмасляных моделей небольшой наклон вообще не критичен).

Ресивер можно поставить на отдельную раму или в шумозащитаый кожух. В этих случаях узел распределения воздуха, который обычно закрепляют на ресивере, переносят на раму (или кожух). Кстати, к одному компрессору можно подключить и несколько ресиверов, но это в основном промышленные модели. Среди используемых в быту компрессоров встречаются «сдвоенные» ресиверы. Это тоже позволяет уменьшить площадь, необходимую для установки.

Для слива конденсата обычно используют отворачивающуюся пробку в нижней части ресивера, но возможна установка автоматических конденсатоотводчиков. Другие элементы тоже могут отличаться от «классических». А уж если вспомнить о винтовых компрессорах — «экзотических» исполнений среди них окажется ещё больше.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПОДБОРА

«Классические» масляные компрессоры пригодны в большинстве случаев, модели иных типов и безмасляные используют, как правило, для специализированных работ. Но в общем случае, когда компрессор приобретается для работы с разнообразным пневмоинструментом, при выборе стоит учитывать еще несколько основных факторов.

ДАВЛЕНИЕ



Большинство бытовых и многие компрессоры профессионального уровня рассчитаны на рабочее давление в ресивере в 8 бар. Притом подавляющее большинство пневматического инструмента и оборудования рассчитано на работу «от 6 бар». Точнее, паспортное значение рабочего давления у почти всего инструмента с пневмодвигателями — 6,0—6,3 бара. У профессиональных краскораспылителей низкою давления это значение составляет порядка 2-3 бар, для обычных распылителей и другого «дующего» инструмента рабочее давление надо подбирать «по месту», обычно оно находится в пределах 4—6 бар (разве что пескоструйные аппараты могут быть рассчитаны на немного большее давление). В общем, получается, что рабочего давления в 8 бар хватит на работу практически любого инструмента, но популярностью пользуются и модели компрессоров с давлением 10—16 бар. Причём часто объяснения этому выбору просто нет: инструменту столько не нужно, всё равно на компрессоре или пневмомагистрали стоит редуктор, снижающий давление до достаточного. Держать «дополнительный запас» воздуха в ресивере имеет смысл, только если воздуха требуется помногу, но редко (таких пневмоинструментов, в общем-то, нет, это скорее бывает нужно для оборудования). Зато при прочих равных, чем выше давление, тем ниже производительность компрессора, В этом легко убедиться, даже используя самый простой, поршневой компрессор, рассчитанный на 8 бар. Если его включить и оценить время, нужное на заполнение ресивера, окажется, что первые 5-6 бар «наберутся» за столько же времени, сколько потребуется для оставшихся двух-трёх. Тут всё логично: с повышением давления возрастают нагрузки на компрессорный блок и его привод, да и сжимаемый воздух начинает интенсивнее «теряпкгя» в зазорах. Именно поэтому компрессоры с давлением свыше 8—10 бар чаще всего делают двухступенчатыми.

Конечно, могут найтись причины, по которым требуется компрессор с давлением выше 8—10 бар, но причина «взять про запас» к серьёзным не относится. По крайней мере рассчитывать на экономию тут не стоит, «По давлению» колшрессор лучше выбирать исходя из значений этого показателя &ля инструмента.

У компрессоров, не предназначенных для ответственных работ, КПД могут и вовсе не указывать. Обычный маркетинговый ход: если есть две цифры — на продажи больше влияет та, которая «наилучшим образом» характеризует товар. А что к реальным условиям она отношения не имеет, и заявленную производительность надо бы поделить пополам — проблема покупателя. Вообще говоря, производительность зависит и от давления в ресивере, но в документации эти данные редко удаётся найти. Свои хитрости есть и в определении расхода воздуха инструментом. У поршневых моделей с коаксиальным приводом он составляет не более 0,5 (полчаса работаем, полчаса отдыхаем). Для машин с ременным приводом — до 0,8. Выше — только у винтовых компрессоров, у них может быть допустимо и использование без перерывов. Это максимальные значения, точнее надо смотреть в документации, ПВ — цифра довольно условная. Что будет, если её превысить? Скорее всего, ничего. Но может быть и «ничего хорошего». Многие компрессоры оснащены датчиками, отключающими двигатель при перегреве, но постоянная работа без возможности «отдыха» приведёт как минимум к повышенному износу компрессорной группы, а то и её заклиниванию. Кстати, типичная ошибка — неправильный выбор места установки. Компрессор не стоит ставить рядом с источниками тепла и подвергать воздействию прямых солнечных лучей. Также следует позаботиться о достаточной вентиляции.

ОБЪЕМ РЕСИВЕРА

В некоторых случаях это важная величина, иногда — нет. Ресивер работает как аккумулятор: запасов накопленного воздуха достаточно для продолжения работы в то время, когда компрессор «отдыхает». Возможна и работа в режиме «стартёра»: накопленный воздух расходуется очень быстро, но его запасов хватает для выполнения некоей непродолжительной работы. Например, закрепления колеса на шиномонтажном станке (там используются пневмоцилиндры большого объёма) или очистки поверхности с помощью пескоструйного аппарата либо продувочного пистолета. Если инструмент работает в кратковременном режиме, его расход может быть и выше производительности компрессора, и тогда объём ресивера — величина, которой не стоит пренебрегать. Для систем, у которых расход воздуха за период времени более или менее постоянен и ниже производительности, например в «малярке» или на конвейере, объём ресивера существенного значения не имеет. Есть и ещё один вариант: расход выше производительности, режим — продолжительный. Например, если небольшой «бытовой» компрессор используют для окраски. Объём ресивера тут неважен: запас быстро израсходуется и восстановиться не успеет. А вот окрасочный пистолет работать сможет не исключена ситуация, что компрессор будет поддерживать давление порядка 3—5 бар, для краскопульта этого вполне достаточно. Но тут уже придётся самостоятельно контролировать ПВ и не забывать делать перерывы в работе. При длительных перерывах воздух из ресивера необходимо стравливать — меньше нагрузка на оборудование и количество конденсата в магистрали.

ГЕРМЕТИЧНОСТЬ СОЕДИНЕНИЙ

«Струйка воды толщиной в спичку дает утечку 200 литров в сутки!». Эту цитату из известного фильма знают, пожалуй» все. Чтобы потерять пару сотен литров сжатого воздуха, и не в сутки, а в час, достаточно куда меньшего размера отверстия в любой части пневмопровода, особенно в местах соединений. Или в ресивере (тоже бывает довольно часто, обычно где-то «по резьбе», тем более что резьбовых соединений в нём немало). Запомнить тут стоит следующее: «если система пропускает воздух, то вы не экономите на замене, а теряете свои деньги». Это лишние траты на восполнение сжатого воздуха компрессором, его износ, очистку воздуха (теряться будет относительно чистый воздух, а весь «мусор» всё равно дойдёт до систем его очистки). А заменить вышедший из строя элемент или загерметизировать систему обычно несложно. Сложной диагностики не требуется, «проблемный» узел заявит о себе характерным шипением.

ПОДГОТОВКА ВОЗДУХА

Перед поступлением в компрессор воздух нуждается в очистке. После выхода — тоже.

Очевидно, что какой бы чистой ни была атмосфера вокруг нас, в ней всегда присутствуют водяной пар, аэрозоли и твёрдые частицы пыли. Очистка воздуха до компрессора должна убрать хотя бы крупные частицы пыли, которые влияют на износ компрессорного блока. Обычно фильтр предварительной очистки достаточно прост. С очисткой после сжатия сложнее. Влага при увеличении давления конденсируется в жидкость. Концентрация посторонних включений в сжатом воздухе становится выше. К ним добавляются продукты износа самого компрессора, ржавчина из ресивера (без которой никак не обойтись), а также частицы масла (если компрессор масляный). Без предварительной очистки можно использовать только некоторые инструмента бытового класса. Скажем, различные устройства для распыления — можно, простой краскопульт — уже нежелательно, краскопульт для автомобиля — нельзя, инструмент — не нужно. Грязные масла в сочетании с твёрдым абразивом — прекрасная смесь для того, чтобы резко сократить срок службы пневмоинструмента. Его производители будут рады: покупатели быстрее придут за новым. Но если хочется использовать возможности инструмента подольше — все лишние включения нужно удалитт» из пневмосистемы. Для этого существуют разные методы, и чем выше требования к качеству воздуха, тем они сложнее.

Инструменту с пневмодвигателями для работы требуется смазка. Её, конечно, можно осуществлять вручную, один-два раза в день, обычно просто капая масло во входной штуцер. Однако гораздо проще и эффективнее воспользоваться недорогими (от 200 рублей) и неприхотливыми магистральными лубрикаторами. Экономить тут по большому счёту не на чем: хороший пневмоинструмент может стоить в десятки раз дороже электрического, и при работе на сухом и тем более «грязном» воздухе он быстро выработает весь свой ресурс. Правильно организованная система подвода и подготовки воздуха, а также рабочего места — залог длительной и производительной работы.

Ассортимент компрессоров от американской компании Bostitch составляет порядка десяти моделей. Немало, особенно если учесть, что все они внешне сильно отличаются друг от друга; есть модели с горизонтальным, вертикальным и сдвоенным ресивером, с колёсами и без, с различным расположением органов управления. Данный компрессор — из числа самых маленьких: ресивер объёмом 6 литров — это минимум для такого оборудования. Компрессор относится к безмасляным, то есть может использоваться для работ, требующих высокой чистоты сжатого воздуха: отделить конденсат и пылевые частицы в нём сравнительно легко, а вот полностью избавиться от масляных капель гораздо сложнее.

Производительность для такой модели довольно велика, но для обычного инструмента её недостаточно. Впрочем, на работу с мощным агрегатом компрессор и не рассчитан, пневмооборудование не всегда бывает мощным и производительным. Для разнообразных «мелких» работ большой компрессор, способный выдавать сотни литров воздуха в минуту, и не требуется. А вот место в домашней мастерской обычно сильно ограничено. Впрочем, например, подкачать колёса автомобиля с помощью такой модели тоже можно (обычные автокомпрессоры вообще обходятся без ресивера).



Интересных особенностей у модели довольно много. Безмасляное исполнение упрощает проведение технического обслуживания и позволяет устанавливать её в принципе в любом пространственном положении и под наклоном. Это учтено и производителем: рама модели допускает два варианта установки, при которых панель управления находится либо сбоку от ресивера, либо ниже него. Второй вариант удобнее, если компрессор ставится в нишу небольшой высоты. Трубчатая рама (каркас безопасности) снабжена резиновыми виброгасящими «ножками», защищает узлы компрессора от повреждений, верхняя перемычка или передние П-образные части рамы могут использоваться как рукоятки для переноски.

Двигатель и компрессорный блок полностью убраны вглубь пластмассового корпуса. Основные элементы скомбинированы на панели управления, только предохранительный клапан находится на задней стороне. Там же, в пластиковом корпусе, имеется карман для хранения инструмента Чтобы при переноске электрический кабель не мешался, его можно свернуть и прикрепить к корпусу с помощью ленты-«липучки». Упрощена и процедура слива конденсата из ресивера, её можно провести «в одно движение». Для этого к ресиверу присоединён обычный шаровой кран.

Основная область использования такой модели в домашних и профессиональных условиях — окраска и лакировка небольших поверхностей и деталей, очистка рабочего места, выдувание пыли из труднодоступных мест, например при ремонте разнообразной сложной электроники и другой техники. Особенно стоит отметить возможность применения компрессора в аэрографии — художественной росписи небольших (обычно) поверхностей.

Обычные компрессоры годятся для решения широкого круга задач и могут применяться буквально где угодно. Но в профессиональной сфере велик спрос на более приспособленные к конкретным условиям эксплуатации, «специализированные» модели, и это относится к любому инструменту или технике. Данная модель предназначена для использования в строительстве и ремонте. Основные узлы, разумеется, точно такие же, как и на любом компрессоре, но вот их компоновка совершенно иная. Конструкция рамы напоминает хозяйственную сумку-тележку. И это не случайно: специфика работы такова, что компрессор постоянно приходится перемещать из одного помещения в другое, а порой и перетаскивать на разные этажи по лестницам. И преимущества такой компоновки в этих условиях очевидны. Для облегчения транспортировки по «пересечённой местности» модель установлена на колёса большого диаметра и высокие резиновые ножки-амортизаторы, а для удобства перемещения снабжена дополнительной съёмной вертикальной рукояткой.

В условиях стройки вполне возможны механические повреждения техники. Здесь эта вероятность снижена; изогнутая транспор-тировочная рукоятка обеспечивает определённую защиту, салшй «нежный» узел — блок распределения воздуха с прессостатом убран в пространство между ресивером и рамой. Воздушные фильтры — в металлических корпусах (фильтрам часто «достаётся» от посторонних предметов, и пластиковые корпуса в этом случае ломаются).

Исполнение привода тоже отличается от применяемого на «обычных» компрессорах, В первую очередь в глаза бросается кожух вентилятора большого диаметра, который охлаждает не только электромотор: обдуваются все элементы, включая компрессорные головки и цилиндры. Развитое оребрение на них, а также на корпусе двигателя и картера компрессорного блока — явный косвенный признак того, что модель может использоваться длительное время. Исполнение электродвигателя — IP44 (защита от предметов диаметром более 1 мм и брызг воды со всех направлений) — указывает на возможность применения вне помещений при непогоде. Выключатель — не вытяжная кнопка, как в большинстве компрессоров небольшого объёма, а поворотный рычажок» при работе в перчатках это гораздо удобнее.

Оба цилиндра компрессора работают с одинаковой производительностью. Воздух из них сначала по изогнутым стальным трубам попадает в небольшой цилиндрический ресивер. Задача этого малого ресивера — уменьшить пульсации воздуха перед попаданием в основной накопительный ресивер и снизить нагрузку (противодавление) на каждую поршневую группу от соседней. Максимальное давление — 10 бар, большинство обычных моделей рассчитаны на 8. Увеличенное давление позволяет эффективно работать, например, при проведении пескоструйной обработки или нанесении вязких составов, да и при работах, требующих большого расхода за непродолжительное время, «запас» воздуха в ресивере может пригодиться.

Как и у другой продукции Metabo, гарантийный срок составляет 3 года при условии регистрации покупки через Интернет, Подавляющее большинство предлагаемых на рынке компрессоров выглядят практически одинаково, да и технические особенности у них, по крайней мере в одной «весовой категории», более или менее сходны. К примеру, при объёме ресивера до 50 литров практически все компрессоры — масляные, поршневые, одноцилиндровые, с коаксиальным расположением вала и компрессорной головки, с горизонтальным расположением ресивера. Исключения, конечно, бывают, но их немного, и выпускает подобные модели довольно ограниченный круг производителей. К таковым как раз и относится итальянская компания Quattro Elementi: в её ассортименте можно встретить и компрессорную техник) «традиционного» вида, и специализированные модели. Одна из них — данный компрессор с вертикальным расположением ресивера, еще две (безмасляный, «классической» компоновки и компактный, со сдвоенным ресивером) описаны в этом выпуске журнала, в обзорах.

Технические параметры и возможности модели традиционные Но «вертикальный» ресивер имеет несколько преимуществ по сравнению с «горизонтальным». Прежде всего, это уменьшившиеся габариты: такой компрессор занимает значительно меньше площади. Высота компрессора, конечно, увеличивается, но, например, в обычных гаражах или сараях, которые часто приспосабливают для их постоянного хранения, это не критично. Мало у кого доходят руки, чтобы выделить для хранения такой техники отдельную нишу, в большинстве случаев пространство над компрессором в помещении не используется и пропадает впустую, даже несмотря на то, что свободных площадей никогда не бывает много. Впрочем, модель допускает хранение и в «лежачем» положении, с опорой на колёса и резиновые «ножки» на рукоятке. Конечно, эксплуатация в таком положении не допускается, да и не реальна: муфты для подключения шлангов высокого давления оказываются внизу, их подключение становится невозможным, доступ к иным элементам управления тоже затруднён. В рабочем положении компрессор должен быть установлен вертикально на ровную и твёрдую горизонтальную площадку.

Второе отличие заключается в том, что основные элементы управления и контроля вынесены на отдельную панель, смонтированную на транспортировочной рукоятке. Это удобно: тянуться никуда не надо, наклоняться, чтобы подключить к компрессору шланг высокого давления, тоже незачем. Панель закреплена на болтах, между её краем и рукояткой имеется резиновая прокладка для снижения уровня вибраций. Рукоятка для перемещения компрессора также снабжена резиновой накладкой.

Третье преимущество: у большинства «горизонтальных» компрессоров транспортировочная рукоятка расположена довольно низко, если нужно передвинуть аппарат на некоторое расстояние, приходится буквально «идти на полусогнутых». Тут же всё под рукой, перемещать аппарат гораздо проще.

Область применения такой модели — работа в гаражах и мастерских, использование в бытовых условиях» для окраски и работы с пневмоинструментом со сравнительно небольшим расходом воздуха. Хотя для некоторых инструментов периодического действия, вроде гайковёртов, важнее бывает не столько производительность компрессорной головки» сколько обз>ём ресивера. И тут у сорокалитрового компрессора преимущество налицо, особенно с учётом того, что места он занимает даже меньше, чем аппараты с объёмом ресивера в 24 литра. Для защиты от перегрузки компрессорная головка оснащена термореле.

Компрессор «классического» типа и компоновки. Модель полностью готова к эксплуатации: достаточно подсоединить шланг и пневмоинструмент — и можно начинать работу Б некоторых случаях желательно добавление в систему устройств воздухоподготовки: фильтров и лубрикаторов, но это оборудование относится скорее к инструментам.

Именно так выглядит абсолютное большинство компрессоров, предлагаемых на рынке: цилиндрический ресивер, на котором закреплён двигатель, колшрессор-ный блок и узел распределения воздуха. Привод блока — прямой (коаксиальный), непосредственно от вала двигателя. Такое расположение особенно характерно при объёмах ресивера в 24—51) литров. Для удобства перемещения компрессор снабжён приваренной к ресиверу рукояткой и установлен на пару колёс, в качестве дополнительных опор используются две резиновые ножки-амортизаторы.

Компрессор относится к наиболее распространённым масляным. Масло не только смазывает, но и отводит тепло от трущихся деталей, и снижает утечки воздуха. Особенно это актуально в паре «цилиндр-поршень».

Атмосферный воздух попадает в головку цилиндра через круглый воздушный фильтр с поролоновым фильтрующим элементом, фильтр ввинчивается в резьбовое отверстие в головке, справа (если смотреть со стороны рукоятки). Через симметричное отверстие в головке, слева, сжатый воздух по металлической трубке подаётся в ресивер. Чтобы избежать утечек при отключении двигателя, между трубкой и ресивером находится обратный клапан.

Воздух, накопленный в ресивере, далее проходит через узел его распределения, фактически это отдельный блок, состоящий из прессостата» манометров для контроля давления, предохранительного клапана и пары 6ыстроразёмных муфт для подключения шланга, Прессостат — устройство, автоматически отключающее компрессор при достижении заданного давления и включающее двигатель при снижении давления ниже определённого значения. В данном случае прессостат настроен на включение/отключение при давлении 6/8 бар. На прессостате имеется кнопка, которую поднимают, чтобы включить компрессор в начале работы. Для отключения кнопку нажимают (достаточно лёгкого хлопка по ней). Справа от прессостата находится контур, давление в котором соответствует давлению в ресивере: манометр, муфта подключения и предохранительный клапан на случай отказа прессостата. К муфте этого контура обычно подключают оборудование, не слишком требовательное к колебаниям давления, например продувочное. Более сложный инструмент обычно подключают к муфте слева: давление в этом контуре можно регулировать и контролировать по отдельному манометру.

Данный компрессор оснащён ещё одним элементом, который далеко не всегда встречается на «классических», да и других моделях — устройством тепловой защиты. Всем поршневым компрессорам требуется периодический перерыв для охлаждения (в это время для работы используется запас воздуха, накопленный в ресивере). Если допускать постоянную работу, возможен перегрев двигателя или компрессорного блока и как следствие — быстрый износ или даже поломка. При перегреве срабатывает тепловой предохранитель, и двигатель отключается. После остывания модель запускают, предварительно нажав кнопку предохранителя, что находится на компрессорном блоке.

После окончания работ накопившийся конденсат сливают из ресивера, отвернув латунный винт, уплотнённый кольцевой резиновой прокладкой. Эта операция, да ещё очистка воздушного фильтра и периодическая замена масла — всё, что нужно для обеспечения продолжительной эксплуатации компрессора.